В Туле , в зале на Красноармейском, 16 , проходит выставка Екатерины Дворкович «Однажды летом…» Мне посчастливилось побывать на её открытии, пообщаться с автором и оценить представленные живописные работы. Меня лично удивило и поразило трепетное отношение Екатерины к любимому делу… Каждая её картина — это открытие, настоящее откровение. С превеликим удовольствием, я, благодаря сети Интернет, взял у Екатерины Дворкович интервью, где она ответила на все мои вопросы.
1.Как вы пришли в живопись? Вы мечтали быть художником?
В детстве, я постоянно что- то мастерила, шила, вязала, рисовала, очень любила собирать композиции из природных материалов. Мне всегда казалось, что если я, чем -то загорелась, то обязательно смогу это сделать. На дни рождения близких, мне было важно подарить, что-то сделанное своими руками, вложить в подарок частичку самой себя (видимо это сохранилось и до сих пор, только теперь на профессиональном уровне). О художественной карьере я никогда не мечтала, так как понимала, что у меня за плечами нет художественной школы, а без этого, как мне тогда казалось, об этом и думать не стоит. Получив высшее экономическое образование, некоторое время, поработав по специальности, я поняла, что это, точно, не станет делом всей моей жизни . Поиски чего-то нового, привели меня в Академическую школу дизайна, где я впервые почувствовала, что меня тянет именно в это направление. Учиться там было интересно, особенно на уроках интуитивной живописи. Так начался мой творческий путь.
2. Несколько слов о Заслуженном художнике Дагестана Хаджи-Мураде Алиханове, вашем первом наставнике?
Хаджи- Мурад Алиханов. Фото из прямого доступа в Интернете.
Впервые, зайдя в студию Хаджи- Мурада Алиханова, я поразилась царству цвета. Огромные картины были наполнены яркими цветами и сочетаниями. Невероятные абстракции, дагестанские мотивы, цветы, женские образы, — всё вплеталось в общий колорит и говорило о мощи и энергии, исходящих от его работ. Сам Хаджи- Мурад очень мудрый человек. Его рассказы всегда наполнены интересными событиями и людьми. Раньше мы собрались в его студии многочисленных группой, писали, общались, выставлялись. Для каждого он умел подобрать нужное слово, приободрить, всегда общаясь с нами на равных, с интересом слушал каждого. Мы до сих пор дружим, и я благодарна судьбе за это ценное общение.
Хаджи-Мурад Алиханов.Фото из прямого доступа в Интернете.
3. Живопись, графика, абстракция…Что вам больше по душе?
Все эти направления мне нравятся, просто сегодня хочется одного, завтра другого. Они совершенно разные, и какое выбрать, зависит от того, что хочется сделать, с какой внутренней энергией я к этому подхожу, что меня окружает и многое другое. На мой взгляд, художник не может быть оторван от внешнего мира, он как бы пропускает этот мир через свой спектр, выдавая свое видение.
4. Многие ваши работы выполнены мастихином. Вам нравится его использование ?
До знакомства с Владимиром Акиншиным (членом международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО), я работала только мастихином, это было понятно, привычно. Владимир научил меня работать кистью, видеть живописные тонкости и усердию в работе. Сейчас, в зависимости от задачи, я так или иначе использую все инструменты.
5. В 2021 году вы выставлялись в Мосгордуме. Как принимали вашу живопись народные избранники?
Во время развески в Мосгордуме, царила спокойная, приветливая, рабочая атмосфера. Люди подходили, интересовались работами, общались. Отзывы во время выставки были восторженные. Однако, к сожалению, в тот день, когда мы забирали работы, была объявлена пандемия, поэтому в коридорах было мало людей, а в воздухе витала полное непонимание ситуации и неизвестность.
6. Для вас живопись- хобби, работа,..или?
Живопись для меня- это глоток свежего воздуха, энергия, которая захватывает и несёт куда- то, порой не сразу понятно куда. Это если, что-то взволновало или очень поразило и не может выйти из головы, пока не появится на холсте в какой- либо осязаемой форме. Это когда понимаешь, что здесь и сейчас, или уже никогда, потому что пройдёт это состояние, миг, и уже не вернётся. Помню, как-то раз позвонила мама и говорит, что на даче зацвели мои любимые маки. Понимая , что маки цветы очень трепетные- быстро вспыхивают и отцветают, я перенесла все свои планы и в тот же день «полетела» на дачу. Бывает и так, что не удаётся выбрать в моём графике время, и работа не случается, но в голове то она есть и от этого бывает очень сложно. Это серьёзная часть моей жизни.
7. Работа в студии- это приятное времяпрепровождение или тяжёлый творческий процесс?
В основном мне нравится работать на пленэре, когда видишь, слышишь, чувствуешь, ощущаешь то, что делаешь. Это ни с чем не сравнимое чувство. Но вместе с тем- огромный труд: холод, жара, дождь, снег- бывает, что время ограничено, а хочется в работе передать все до последней нотки. В студии иное, я научилась работать в закрытом пространстве, где тишина, тепло и не нужно ни с чем параллельно бороться. Здесь больше времени, всё размеренно. Однако все зависит от цели работы.
8. В Туле у вас выставка в строгих рамках лета. В какое время года получаются лучшие картины?
Мои лучшие работы зависят не от времени года, а от моего настроения и того , чем наполнено в конкретный момент моё пространство.
9. У вас есть круг общения в среде московских художников?
Да, конечно. С московскими художниками мы собираемся на больших пленэрах. Есть такой проект «Русская провинция», его организует Перт Иванович Грошев- заслуженный художник РФ. Суть проекта — запечатлеть города Подмосковья в том виде, в котором они сейчас ,так как всё очень быстро перестраивается и меняется, а на картинах остаётся история этих мест. На этих пленэрах, как правило собираются преподаватели московских художественных вузов и самостоятельные художники. Очень интересно в этом во всем «вариться». После мы встречаемся на общих выставках . Так же есть пленэры, небольшими группами, они не менее продуктивны. И конечно же, общение в творческих мастерских тоже обогащает и порой даёт новые мысли.
10. Кто ваш главный ценитель и критик?
Мой самый главный ценитель и критик- это конечно же зритель. Когда показываешь новую картину или организуешь выставку, всегда есть напряжение, а как зритель это воспримет, затронут ли его работы, как меня, или они вызовут другие чувства… Это всегда очень важный момент в творчестве.
11. Самый обычный и простой вопрос. Планы на будущее?
В будущем хочется не останавливаться на достигнутом, и с удовольствием двигаться вперёд, наполняя свою жизнь и жизнь окружающих прекрасным.
Огромная благодарность Екатерине Дворкович за интервью, спасибо, что не отказала и ответила на все мои вопросы. Обязательно буду следить за её творчеством, уверен, что она всегда будет радовать своих зрителей новыми работами.
9/09/2023.